Теккерей Уильям Мейкпис - Картинки Жизни И Нравов
Уильям Мейкпис Теккерей
Картинки жизни и нравов
Художник Джон Лич
Те из нас, кто знал еще времена консульства Планка, эти страшноватые,
но вполне респектабельные времена, вероятно, помнят, на какие картинки,
среди прочих доступных нам развлечений, нам, тогда еще детям, разрешалось
смотреть. Иллюстрации к шекспировским пьесам, собранные Бойделом: сумеречная
галерея жутких фигур Опи, мрачные создания Норткота, устрашающие порождения
фантазии Фюзели. Там были Лир, Оберон и Гамлет, глядевшие на нас, вращая
белками и протягивая руки с круглыми бицепсами и дрожащими остроконечными
пальцами. Там был юный принц Артур (Норткота), слезно молящий доброго
Губерта не выкалывать ему глаз, и плачущий Губерт; там был маленький
Рэтланд, которого пронзал шпагой кровожадный Клиффорд; был там и кардинал
Бофор (Рейнольдса), скрежещущий зубами и корчащимся, с дьявольской гримасой,
на смертном одре (страшная картина, при воспоминании о которой даже теперь
пробирает дрожь); там была леди Гамильтон (Ромнея), пляшущая с факелом в
руке на темном фоне, - поистине мрачный паноптикум, единственным светлым
пятном в котором были прелестные "Семь возрастов человека" Смэрка. Мы
решались смотреть на эти картинки только при ярком свете и когда в комнате
был кто-либо из взрослых.
Чтобы развлечь нас, родные водили нас на выставку мисс Линвуд. Пусть
нынешние дети благодарят свою счастливую звезду, что им уже не угрожает
такое потрясение. Мисс Линвуд занималась вышиванием картин шерстью, и наши
тетушки и бабушки стремились привить нам вкус к се искусству, столь
восхищавшему их. Вы могли видеть "Лесоруба", шагающего по снегу в
сопровождении собаки, с топором в руке. На снег было просто больно смотреть,
так от него веяло холодом, а трубка лесоруба дымилась на славу, и в целом
все это производило жуткое, до дрожи, впечатление. Там были шерстяные
великомученики в человеческий рост и осклабившиеся воины с руками и ногами
крупной вязки. Особенно памятны нам выглядывающие из своего логова в конце
длинного темного коридора львы, которые могли напугать до полусмерти любого
мальчугана, выросшего не в Африке и не в зверинце.
Была еще выставка в галерее Уэста, где особенно поражали нас, детей,
две премиленькие фигуры: Лазарь в саване и Смерть верхом на бледном коне.
Гробницы Вестминстерского аббатства, мрачные своды собора Святого Павла,
рыцари в латах у ворот в Тауэр, грозно поглядывающие на нас из-под забрала и
сжимающие в руке свой страшный меч; эта сверхчеловеческая королева Елизавета
в самом конце залы, величественная и мертвенно-бледная, с стеклянными
глазами, в грязном атласном платье с фижмами, на закованном в стальную броню
коне, - кто не помнит всех этих достопримечательностей Лондона в консульство
Планка? Да, паноптикум на Флит-стрпт был совсем не похож на нынешний музей
восковых фигур мадам Тюссо, где даже камера ужасов имеет нарядный и
веселенький вид. В этой восковой коллекции добрых старых времен было
полным-полно убийц и злодеев. Но все же главное внимание привлекала
принцесса Шарлотта в роскошном гробу и ее мертвое дитя.
Наши детские книжки большей частью были лишены рисунков. Их не было ни
в "Фрэнке" (милый старый Фрэнк!), ни в "Друге родителя", ни в "Вечерах у
семейного очага", ни в нашем издании "L'ami des enfants". Было несколько
иллюстраций в конце букваря, небольшие гравюры Бевика на дереве в форме
медальона, да еще аллегория в начале книги, где Образование ведет Юность в
храм Прилежания и где доктор Дилворт и профе